Главная | Мой профиль | Выход | RSS Пятница, 17.05.2024, 18:18

Меню сайта
Категории раздела
Разработки уроков [28]
Статьи [4]
Программы [1]
Семинары [6]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 246
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Институт Изучения ПриродыИнститут Изучения Природы

Педагогическая мастерская

Главная » Статьи » Программы

Конспекты уроков для учителя русского языка. 5 класс - электронное пособие. Чуева С.Ю.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Актуальность разработки.

Данное учебно-методическое пособие представляет собой разработку уроков по русскому языку в 5 классе к учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова.

Пособие адресовано учителям русского языка, работающим в 5 классе. Составлено на основе программы «Русский язык. 5 – 9 классы, Москва, Просвещение, 2008». Программа рассчитана на 204 учебных часа.

Пособие представляет собой развёрнутые планы уроков на весь учебный год по темам, предусмотренным программой. Это  раздел 1 «Ваш учебник» (урок 1), раздел 2 «Повторение изученного в начальной школе» (уроки 2 – 28), раздел 3 «Синтаксис» (уроки 27 – 63), раздел 4 «Фонетика» (уроки 64– 80), раздел 5 «Лексика» (уроки 81 – 90), раздел 6 «Морфемика» (уроки 91 – 116), раздел 7 «Морфология»  (117 – 194), раздел 8 « Повторение изученного в 5 классе» (тесты по изученным темам.)

Целеполагание к каждому уроку ведётся в соответствии с требованиями к триединству целей, позволяет уделить особое внимание адаптации учащихся 5 классов.

Актуальность создания данной разработки в электронном варианте исходит из объективной потребности постоянного обновления, изменения того или иного компонента образовательного процесса. Методическое пособие позволяет не только использовать его материалы для подготовки планов уроков, но создаёт предпосылки для дальнейшего профессионального роста и совершенствования педагогического мастерства, даёт возможность ускорить процесс подготовки к урокам,  повысить качество знаний учащихся и вести пропедевтическую  работу по подготовке к итоговой аттестации

Пособие является ориентиром для составления рабочих уроков. При работе с предлагаемым пособием учитель может заимствовать из него полные планы проведения уроков или использовать их частично, встраивая в собственные уроки.

В пособии изложены не только подробное описание хода урока, его цели, но и методические приёмы, необходимые для его организации. Содержание предлагаемых разработок основано на психологических и возрастных особенностях обучаемых.

Новизна разработки.

Существенная роль в организации и проведении уроков отводится самим учащимся. Школьники учатся самостоятельно определять тему и формулировать образовательную и воспитательную цели урока. Обучение целеполаганию даёт возможность развивать речь  учащихся, делают её чёткой и аргументированной, а также учит планировать и организовывать учебную деятельность. Эта работа проводится с учетом адаптационных моментов обучению русскому языку в 5 классе. Например, в начале учебного года мною планируется предварительное ознакомление с целями урока в печатном варианте для каждого обучающегося, таким образом, школьники имеют возможность осознать важность постановки целей и их реализации. В конце года обучающиеся на каждом уроке формулируют цели урока самостоятельно: вначале с помощью шаблона, а затем полностью самостоятельно.

Цель педагога «хочу научить» соединяется с целью школьника «хочу научиться». Особое внимание обращается на воспитание личностных и интеллектуальных качеств ученика, таких как инициативность, ответственность, целеустремлённость, умение принимать решения, обосновывать их.

                                       

Методологические положения авторской разработки.  

Использованы труды  Бакулиной Г.А.  по интеллектуальному развитию школьников на уроках русского языка в 5 классе. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.  Методические рекомендации Т. А. Стефановской  по вариативности планирования урока. Материалы  Хуторского  А.В. и Е. С. Полата по новым педагогическим и информационным технологии в системе образования и материалы интернет ресурсов.

Цель данного пособия – оказание практической помощи учителю, особенно начинающему по организации и методическому оснащению урока.

Краткое описание авторской разработки.

  В соответствии с программой развития МОУ «СОШ №2», предусматривающей становление у обучающихся универсальных компетенций, мною включена в программу работа по  формированию компетенций. Формируются  учебно-познавательные компетенции: самостоятельная познавательная деятельность, умение организации целеполагания, анализа и самооценки учебной деятельности. Особое внимание уделяю формированию учебно-познавательных компетенций: умение организации целеполагания, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; информационных компетенций: умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию; коммуникативных компетенций: формирование способов взаимодействия с окружающими, навыков работы в группе.

Развиваются и информационные компетенции: умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию.

Особое внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции: овладение видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи.

Уроки, предлагаемые в пособии, построены на основе коммуникативно-деятельностного подхода: предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Коммуникативно-деятельностный подход способствует развитию коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий.

Методика, на которой построено содержание предлагаемого учебно-методического пособия, даёт возможность повысить качество овладения школьниками соответствующими филологическими знаниями в сочетании с повышением их интеллектуального потенциала: развивается логическое мышление учащихся, их активное включение в организацию учебного процесса, вплоть до относительно самостоятельной формулировки ими темы и цели урока. На многих структурных этапах урока преподавателем создаётся занимательная поисковая ситуация. Она даёт возможность повысить уровень языковых знаний в процессе решения лингвистических задач. В планировании уроков используются занимательные материалы, которые помогают поддерживать высокий темп обучения, удерживая внимание учащихся на изучаемой теме, снимать накапливающуюся усталость, поддерживать интерес.

Чтобы не сковывать учителя, дидактического материала  предоставлено значительно больше, чем может быть использовано на уроке. Это сделано сознательно: учителю предоставляется возможность выбрать наиболее важный материал с учётом особенностей класса. Данный дидактический материал может быть использован для индивидуальной работы.

В данном учебно-методическом пособии разработаны разные типы уроков: уроки формирования новых знаний, уроки повторения и обобщения, уроки проверки и учёта знаний,  уроки – путешествия, интегрированные уроки.

  Данное пособие содержит поурочные планы по всем темам программы. Структура проводимых в 5 классе уроков не претерпевает принципиальных изменений по сравнению с другими методическими пособиями, изданными в печатном варианте, но   в ходе работы вводятся элементы компетентностого урока. Это обеспечивает элемент новизны, усиливает ситуацию поиска, повышает творческую направленность урока, увеличивает активность и осознанность школьников в организации и проведении учебного процесса.

   На многих уроках создаётся занимательная поисковая ситуация. Таким образом, повышается уровень языковых знаний, умений и навыков.

 Уделяется особое внимание работе с тестовыми упражнениями, они преобладают во второй половине года и используются на различных этапах урока: мобилизующем, во время изучения нового материала, закрепления.

Согласно календарно-тематическому планированию данное пособие состоит из 7 разделов:

1)    Повторение изученного в начальных классах.

2)    Синтаксис. Пунктуация.

3)    Фонетика.

4)    Лексика

5)    Морфемика

6)    Морфология

7)    Повторение и систематизация изученного.

В учебно-тематическом планировании обозначено целеполагание предметного курса на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов.

Предложенные планы отражают основные этапы урока:

1)    Организационный – от эффективности организации урока во многом зависит результативность образовательного процесса.

2)    Мобилизующий (мотивационный) – целеполагание: формирование сознательного отношения к делу, активности; сообщение плана урока; раздаточный материал.

3)    Работа по теме урока.

4)    Проверка знаний учащихся (актуализация).

5)    Подведение итогов урока.

На каждый раздел создана отдельная папка, которая в процессе работы может обогащаться, дополняться.

 

 1 раздел.

Повторение изученного в начальных классах.

Основная цель данного раздела – повторить и систематизировать материал, изученный в начальных классах. Ведётся работа не только по развитию орфографической и пунктуационной грамотности, но особое внимание уделяется адаптации учащихся. Кроме образовательных целей прописываются и такие как: создать на уроке благоприятную рабочую атмосферу, необходимую для качественного усвоения материала; способствовать воспитанию вдумчивого мыслящего ученика …

  Для поддержания интереса обучающихся к предмету, используется занимательный материал

Для выявления уровня сохранности знаний учащихся разработан тест: диагностическая работа (урок 4), тест на повторение материала по разделу.

Раздел 2.

Синтаксис.

При изучении тем «Прямая речь», «Диалог», «Предложения с однородными членами» большое внимание уделяется наглядному материалу, который учитель может распечатать.

Разработаны уроки по развитию речи: «Письмо», «Описание картины Решетникова «Опять двойка». Во время урока по описанию картины учитель может использовать компьютерную презентацию.

3 раздел

Фонетика.

При изучении данного раздела предлагаются такие компьютерные презентации как «Алфавит», «Звуки речи», «Сочинение-описание натюрморта Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

4 раздел.

Лексика.

Компьтерные презентации: «Повторение темы», «Сочинение – описание картины Грабаря «Февральская лазурь»

При изучении данного раздела стимулируется  интерес учащихся к познавательной деятельности, развивать речь учащихся, развивать их лексикон, создаются ситуации, требующие интеллектуальных усилий.

Тему и цели урока учащиеся формулируют самостоятельно.

   5 Раздел.

      Морфология состоит из 3 разделов: имя существительное, имя    прилагательное, глагол.

При планировании большое внимание уделяется активно-деятельностному подходу к обучению. Цели урока учащиеся формулируют самостоятельно.

При изучении тем «Окончания существительных», «Морфологический разбор существительного», «Употребление имён прилагательных в речи», «Правописание -тся и -ться в глаголах», «Морфологический разбор глагола» используются компьютерные презентации.

6 раздел.

Повторение изученного за год.

Разработаны тесты разного уровня сложности.

  Основные требования к обучающимся по окончании курса русского языка в 5 классе.

В результате работы по данному пособию предполагается, что  учащиеся  должны:

- Выполнять фонетический, морфологический и морфемный разборы.

- Выполнять синтаксический разбор предложения с двумя главными членами.

-  Составлять простые и сложные предложения изученных видов.

- Уметь разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их.

-   Пользоваться орфографическим и толковым словарями.

По орфографии.

- Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами.

- Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации.

- Находить в предложениях места для постановки знаков препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с правилами, изученными в 5 классе.

По связной речи.

- Определять тему и основную мысль текста, его стиль.

- Составлять простой план текста.

- Подробно и сжато излагать повествовательные тексты, в том числе с элементами описания предметов, животных.

- На заданную тему писать сочинения повествовательного характера, описания отдельных предметов, животных, рассказы о случаях из жизни, а также по жанровой картине.

- Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным языковым материалом.

 - Формировать навыки работы с тестовым материалом для подготовки к итоговой аттестации обучающихся.

Учебно-тематический план представляет собой перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности (на уровне учебных действий).

В описании разделов педагогической разработки предоставлено не только основное содержание по темам, но и характеристика основных видов деятельности.

 

 

Категория: Программы | Добавил: Shelsc2 (24.03.2011)
Просмотров: 11822 | Комментарии: 1 | Теги: Программа по русскому языку | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Татьяна  
0
понравилась разработка, хотелось бы пользоваться.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

МОУ "СОШ №2" г. Шелехов © 2024
Конструктор сайтов WWW.UCOZ.RU © 2024